Перейти на главную страницу Карта сайта

 

Жить в Аксае… чтобы ездить на «мерседесе»

№ 2 (2007)
Количество просмотров: 724
Версия для печати

Этим материалом «Вестник» открывает цикл публикаций, рассказывающих о жизни муниципальных образований под несколько необычным углом зрения.

При всем уважении к статистике их главные герои — не цифровые и экономические выкладки, а люди, прежде всего — личности, нашедшие себя в реформах последних лет и проводящие их на местах в интересах своих земляков. Естественно, внимание будет уделено не только местным особенностям городов и районов, но и общим проблемам и тенденциям в их социально-экономическом развитии.

Кого бы вы сами хотели видеть на страницах нашей следующей публикации? Пишите, звоните в редакцию, ваше мнение обязательно будет учтено при подготовке следующих материалов.

«Жизнь дается человеку только один раз, поэтому прожить ее лучше всего в Аксае», в этой шутливой фразе есть своя сермяжная истина. На первый взгляд, 37-тысячный райцентр напоминает большинство других средних и малых городов Ростовской области и России. Неизменная фигура Ильича на площади у районной администрации, названная, в соответствии с установившейся бог весть когда традицией, именем Ленина центральная магистраль… Но этот гипноз внешнего сходства улетучивается, стоит сделать по аксайской земле несколько шагов, вдохнуть ее свежего, пахнущего Доном и степью воздуха, еще не испорченного непременным атрибутом урбанизации — выхлопными газами.

Особый колорит городской среде придают старые улицы, где памятники архитектуры и истории органично соседствуют с обычными казачьими куренями, как бы напоминая, что Аксай гораздо старше по возрасту областного центра. Если искать место для съемок фильма о традиционном донском укладе жизни, то лучше этого не найти. Кстати, городом-то Аксайская станица стала всего полвека назад, что подтверждает и сохраняющийся вокруг нее широкий «зеленый пояс» невырубленных рощ и займищ.

При этом сегодняшний Аксай оставляет впечатление современного, пользующегося всеми благами цивилизации города, чем не могут похвалиться многие другие поселения периферии. Средняя обеспеченность горожан жильем — 22,29 кв. м, что выше, чем в среднем по области, сейчас в работе находятся еще 14 новых многоэтажек. И асфальт на центральной улице, как частенько бывает, не обрывается, а приходит в самые труднодоступные места. Такие, например, как протянувшаяся над донской кручей ул. Фрунзе. Сколько с ней раньше ни мучались, вспоминал заместитель главы городского поселения Сергей Ушаков, сколько ни сыпали тырсы — дожди и ручьи все смывали вниз, в Дон. Но теперь появилась возможность от «косметического» благоустройства дорог перейти к их капитальному ремонту и реконструкции, опираясь не только на районное ДРСУ, но и на созданную специализированную фирму «Дорстройарсенал». Кстати, помимо асфальтирования дорог, она занимается и другой работой, актуальность которой для населения области отмечал губернатор Владимир Чуб — обеспечением города добротной тротуарной плиткой и бордюрами, которые сама же и производит.

Оспаривают здесь и еще один стереотип — будто жителям периферии трудно найти на «малой родине» достойную работу, и они каждое утро вынуждены штурмовать ростовские автобусы. Проблема эта действительно имеет место, но аксайчане подобрали к ней ключ: все чаще едут не они, а к ним. А на таких предприятиях, как ОАО «Судостроительный-судоремонтный завод «Мидель», можно встретить не только ростовчан, но и гастарбайтеров из СНГ. И этот завод не исключение…

Возвратимся к открывшей наши заметки фразе, которую можно часто услышать от местных жителей. Это отнюдь не дань «квасному патриотизму», им действительно есть чем гордиться и что ценить. По показателям экономического развития Аксай стал лауреатом всероссийского конкурса «Золотой рубль» в категории малых городов ЮФО, а по итогам областного смотра-конкурса признан лучшим райцентром Ростовской области по уровню благоустройства.

— Чего же вы хотите?! — заметит, возможно, кто-то из скептически настроенных читателей. — Ведь Аксай — «придворный» райцентр, живущий и развивающийся благодаря соседству с миллионным мегаполисом. И многое из того, о чем другие только мечтают, ему дается как бы само собой…

Действительно, на редкость удачное географическое расположение города рядом с областным центром и федеральной автомагистралью М-4 «Дон» имеет определенное значение. Но не более того. Деньги на деревьях здесь не растут, а предоставленными географией шансами надо еще уметь воспользоваться. Как любит повторять глава администрации городского поселения Геннадий Колесников: «Чтобы ездить на «Мерседесе», надо быть профессионалом в своем деле, как Шумахер! Если этого у тебя нет, значит, не мучай себя и машину, а лучше садись-ка на «Запорожец».

Аксайчане, как мы видим, довольствоваться чудом советского автопрома не согласны. Настало время подробнее рассмотреть сам механизм работы местной власти, призванной помогать местной экономике ускоренно развиваться, а пассажирам, то бишь, горожанам, чувствовать себя при этом комфортно.

Проблемы одолевают тех, кто их сам себе создает

Один из старожилов аппарата местной власти, заведующая общим отделом Людмила Рогозина проработала в нем более десяти лет. Внешне за эти годы он мало изменился, а если по существу, то перемены — самые кардинальные. Главная — в том, что команда управленцев получила в свои руки реальные рычаги влияния, а не номинальные, больше представительские функции, которые имела раньше.

— Нас так и называли — территориальный орган при администрации района, — вспоминает Людмила Владимировна. — Горожане не имели даже своего бюджета, а, значит, самостоятельно мало что могли решать. Конечно, районная власть нас без помощи не оставляла, но нередко решение наболевших вопросов растягивалось надолго, ведь, кроме Аксая, в районе еще десятки населенных пунктов. Теперь стало реальным более оперативно реагировать на обращения населения. Скажем, в ходе зимы поступило несколько запросов по поводу грейдирования улиц. И уже в апреле, только-только открылся дорожно-ремонтный сезон, туда была направлена техника…

Для кого-то это, возможно, непоказательный пример. Но именно благодаря вниманию к таким «мелочам» 100% городских улиц получили усовершенствованное покрытие, и растет число дорог, где вслед за грейдерами появляются катки и асфальтоукладчики. И первыми это оценили сами аксайчане.

— Я начинал свою работу муниципальным инспектором, выписывал штрафы нарушителям санитарных правил, каких тогда хватало, — говорит Сергей Ушаков. — «Неисправимые», конечно, есть и сейчас, но подавляющее большинство населения куда бережнее и аккуратнее относится к состоянию своего города. А на предприятиях в конце каждой рабочей недели проводятся «чистые пятницы», когда целыми коллективами выходят на работы по благоустройству. Вот что значит своевременно дать хороший пример…

Конечно, возможности всегда отстают от потребностей, и некоторые главы вновь созданных администраций уже поругивают реформу местного самоуправления за то, что та дала им слишком много обязанностей, но маловато прав и денег. Колесников оказался первым, кто на вопрос, какие проблемы у него связаны с реализацией 131-го закона, коротко рубанул: «Никаких»! И, заметив наше удивление, пояснил: «Главное — хорошо вникнуть, изучить все положения закона и системно организовывать собственную работу. И тогда многое отпадет само собой. Проблемы одолевают тех, кто их сам себе создает».

С этим можно поспорить, но вот насчет роли учебы — очень верно сказано. Администрация области не скупится на проведение разного рода семинаров, однако ими здесь не ограничиваются, «примеряют» к себе уже опробованный практикой опыт, в частности, по организации сбора налога за землю под многоэтажными зданиями, являющегося одним из важных источников местного бюджета. Дотошно разузнали, как поставлено это дело у его «первопроходцев» — москвичей, и внедрили собственную систему. На каждую из двухсот городских многоэтажек составлен пакет документов, включая схему межевания земельного участка под домом, кадастровую оценку, постановление главы администрации, регулирующее отношения с собственниками проходящих через данный участок коммуникаций и другие потенциально спорные вопросы.

Работа кропотливейшая, зато земельный налог уже обеспечил треть всех поступлений в доходную часть муниципального бюджета, а по итогам 2007 г. его взнос будет еще существеннее. Такая же кропотливая повседневная работа ведется в отношении НДФЛ и налога на имущество. Что и обеспечило исполнение первого в истории Аксая муниципального бюджета на 102%.

Конечно, как ни полна муниципальная казна, всех проблем ею не закрыть, и развитие города во многом зависит от умения властей находить взаимопонимание с инвесторами. Их можно привлечь не только выгодным географическим расположением, но и социальной стабильностью в городе, действующими на его территории четкими «правилами игры».

Одна из важнейших составляющих этой системы — градостроительная политика, непосредственно влияющая на инвестиционный рейтинг. Сделать Аксай еще более комфортным и уютным, предупредить возможные недоразумения между застройщиками поможет генеральный план развития города до 2025 г., разработка которого будет завершена уже в этом году.

Впрочем, специально выделенные инвестиционные площадки уже работают. В частности, заложенный в прошлом году на окраине Аксая торгово-коммерческий центр ИКЕА даст 3,5 тыс. рабочих мест. А инвестиции в зоны уже существующей застройки помогут в решении давно наболевшей проблемы ремонта и развития старой инженерной инфраструктуры города. В 2006 г. объем средств, вложенных частными инвесторами в развитие городского ЖКХ, составил 12,2 тыс. руб. из расчета на каждого жителя поселения. Сейчас начата реализация программы «Модернизация и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения г. Аксая на 2007-2009 гг.» стоимостью почти 500 миллионов рублей. В нынешнем году на ее выполнение выделено 20 млн федеральных, 62 млн областных и 53 млн рублей инвесторских средств.

Инвестиционный проект четко просчитан и обоснован. Свою роль играет и то, что ЖКХ города представляет собой не тяжелобольного банкрота, а, скорее, наоборот. Простой перечень применяющихся там новых технологий занял бы не одну страницу. Это, например, используемый для телемеханизации объектов городской энергетики современный диспетчерский щит, система «Торсада», позволяющая транспортировать электроэнергию даже в случаях, когда линия порвана порывами ветра, технология восстановления и предупреждения разрушения дорог «Слари-слимс», отлично зарекомендовавшее себя в бестраншейной прокладке коммуникаций горизонтально направленное бурение…

Здесь не спешат отделываться от МУП, а, наоборот, создают новые, поощряя при этом конкуренцию между предприятиями всех форм собственности. Не забывая золотое правило «Доверяй, но проверяй», благо, реформа местного самоуправление такие возможности дает, было бы желание. А с этим как раз проблем меньше всего.

О дотошности и работоспособности, хозяйской хватке своего главы Колесникова аксайчане могут рассказывать долго. Подчеркивая, что он и по характеру, и по образованию — профессиональный строитель, успевший поработать на многих крупнейших стройках страны.

Этим уже сказано многое, но не все. Об остальном — в следующей части наших заметок.

Город для людей

На совещаниях, проводимых Колесниковым, часто можно встретить транспортников, коммунальщиков, руководителей учреждений социальной сферы. Но в тот раз он собрал в своем кабинете не совсем традиционный контингент — группу мам, имеющих детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Какую же архиважную проблему обсуждал с ними глава городского поселения? Вопрос был действительно деликатный и непростой — о выборе проекта для строительства в парке и дворах детских игровых городков…

Этот пример — иллюстрация как к стилю работы администрации городского поселения, так и к приоритетам ее политики. В советские времена города строились как придатки к промышленным предприятиям. Сегодня во главу угла нередко становятся интересы бизнеса, рентабельность, пусть даже ценой ликвидации социально значимых, но не приносящих сиюминутной прибыли учреждений.

В Аксае считают, что город должен строиться и развиваться для всех его жителей. Как и в любом райцентре, здесь есть свой парк, с началом всех перестроек сильно запущенный. Из районного бюджета ему доставались крохи, поскольку хватало других, более неотложных нужд. В конце концов еще уцелевшие парковые постройки отдали в аренду коммерсантам, а сам он продолжал хиреть. Пока администрация городского поселения не взяла его в муниципальную собственность. И с первыми погожими весенними деньками парк стал оживать. Там же подобрана площадка для аксайского «Диснейленда» — современного детского городка, проект которого глава и выбирал с молодыми мамами. Кроме того, восемь весьма оригинальных и симпатичных игровых площадок создаются во дворах многоэтажных домов. Были выделены необходимые средства, проведен конкурс подрядчиков, и сегодня они уже готовы принять детвору…

По решению администрации поселения в муниципальную собственность передали также два Дома культуры — «Молодежный» и «Дружба», городские библиотеки. Инициатива, прямо скажем, нетипичная. Хотя сам Колесников считает, что они поступают как раз в духе времени:

— Губернатор и областные власти проводят огромную работу по созданию механизма участия Дона в национальных проектах, в решении той же детской, демографической проблемы, о которой говорил президент Путин. Ориентиры намечены четкие, но без активной работы на местах их не достичь. Про местную власть неслучайно сказано, что она ближе всех к людям, и это надо доказывать каждодневно.

Разумеется, рычагов влияния, прежде всего, экономических, у администрации пока маловато, их еще предстоит нарастить. В частности, после того, как завершится размежевание границ и официальное закрепление за городским поселением земельных участков, хозяйственное освоение которых уже идет полным ходом.

И, конечно, большие надежды здесь связывают с проектом создания Ростовской агломерации, которая позволит объединить финансовые, производственные, интеллектуальные и земельные ресурсы территорий. Аксайчане видят свой город не только «воротами» южной столицы, но ее полноправным, динамично развивающимся партнером. На территории поселения уже «бросили якорь» многие предприятия и фирмы федерального масштаба. Есть все предпосылки ожидать и нового всплеска жилищного строительства, и формирования мощной рекреационной зоны, благо, экологическая ситуация в городе по итогам проведенных исследований получила твердую «пятерку». А, главное, здесь живут деятельные и инициативные люди, мечтающие сделать родной город еще краше и богаче, и, похоже, знающие, как этого добиться.

Тайны Мухиной балки

На окраине Аксая находится один из самых экзотичных уголков Ростовской области — Мухина балка, где в естественных условиях произрастают редкие растения, некоторые из которых числятся в «Красной книге». По их разнообразию балка может соперничать с известными дендрариями.

Но во второй половине прошлого века повышенный интерес к ней проявляли не ученые и любители природы, а «ботаники в штатском» из зарубежных спецслужб. Тогда, с началом холодной войны, США и СССР соперничали в строительстве подземных убежищ, способных в случае чего выдержать ядерный удар любой силы. И именно Мухина балка была выбрана для дислокации запасного командного пункта штаба СКВО, разместившегося в протянувшихся на километры катакомбах.

Вплоть до конца 80-х, вспоминают аксайчане, балка была строго охраняемым режимным объектом. А потом пришел Горбачев с его новым мышлением, и одной из первых жертв его перестройки стал оборудованный по последнему слову техники командный пункт, способный в условиях атомной войны действовать в автономном режиме в течение полугода. Правда, верить этому сегодня приходится только на слово, так как после случившегося по чьему-то недосмотру или злому умыслу пожара от бывшего командного пункта не осталось даже напоминания, только обугленные стены катакомб.

Да нет, кое-какие связи с военными все же остались. Может быть, случайно или, наоборот, специально Мухину балку уже в наше время выбрали для размещения там военно-исторического музея, насчитывающего десятки единиц боевой техники — от раритетов Великой Отечественной до стволов, еще не успевших остыть после чеченской кампании. А по заросшим зеленью склонам все так же бродят профессионалы и любители природы, мечтающие наткнуться там на очередное ботаническое чудо.

Аксай ломает стереотипы

  Елена Милева

Известно расхожее мнение: женщина может быть либо красивой, либо умной. Аксай ломает этот стереотип, здесь немало прекрасных представительниц слабого пола, успешно зарекомендовавших себя на производстве, в бизнесе, в административной деятельности.

В их числе и Елена Милева. После окончания экономфака строительного университета она вернулась в родной город, работала на заводе «Аксайкардандеталь», откуда была приглашена в управление сельского хозяйства администрации района.

Так бы и подниматься ей неспешно по карьерной лестнице. Но тут был объявлен набор кадров во вновь создаваемые органы местного самоуправления. Молодого специалиста с практическим стажем заметили и предложили попробовать себя на еще незнакомом поприще. Доучиваться пришлось без отрыва от работы, которой с каждым днем только прибавлялось.

Сегодня Елена Милева уже руководит финансово-экономическим отделом администрации Аксайского городского поселения. На наш вопрос, не надоедает ли ей возиться день-деньской с бумагами, она, не задумываясь, ответила: «Да что вы?! Работа очень интересная, постоянно сталкиваешься с чем-то новым».

В самом деле многое приходилось начинать с нуля. Впервые принимать бюджет городского поселения и исполнять его, впервые разрабатывать механизм начисления и взимания налогов с земельных участков под многоэтажными домами и т.п. Помимо профессиональных знаний, это требует и навыков работы с людьми, ощущения себя не просто чиновником администрации, а членом единой команды, представляющей и защищающей интересы целого города.

Поговорку: «Скажи, где ты работаешь, и я скажу, кто ты», можно переиначить. Если молодые инициативные специалисты идут в органы местного самоуправления, значит, эта работа становится действительно престижной и перспективной.

На 179 лет старше Ростова

В наше время, когда через Дон в Ростове переброшено несколько мостов и будут строиться новые, нелишне вспомнить, с чего все начиналось. А находилась первая регулярная донская переправа несколькими километрами выше по течению, по сути дав рождение Аксаю. Именно через нее проследовал в 1570 году (эту дату и принято считать временем основания города) посланник Ивана Грозного боярин Новосильцев, направлявшийся к турецкому султану Селиму II. Позже там пролег большой почтовый тракт, соединивший Москву с Кавказом. О чем напоминают сохранившиеся у бывшей переправы постройки почтовой станции Х1Х века, где трижды останавливался Александр Пушкин.

В расположенной по соседству с Аксаем донской столице многое из исторического прошлого, к сожалению, уже стерто и продолжает стираться. Аксайчане ведут себя рассудительнее и мудрее, бережно относясь к памятникам своей (два разве только своей?) истории. Что, в общем-то, и неудивительно, ведь их город старше Ростова на 179 лет!

Аксайское городское поселение в цифрах:

Общая площадь земель в пределах городской черты — 19978,2 тыс. кв. м.
Площадь застроенных земель — 16273,2 тыс. кв. м.
Под зелеными насаждениями (за исключением лесов) — 3033,6 тыс. кв. м.

Общая площадь жилого фонда — 822,5 тыс. кв. м,
из которых аварийного и ветхого — 4,042 кв. м.
Введено в 2007 году нового жилья — 21,7 тыс. кв. м.
Уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги — 98,6%.

Общая протяженность улично-дорожной сети — 96,2 км,
в том числе с усовершенствованным покрытием — 96,2 км. Ливневой канализации — 96,2 км,
в том числе подземной — 3,8 км
Общая протяженность сетей — 314,3 км, из них ветхих — 37 км

Фото: Александр Чеботарев, Иван Саянов


Автор: Сергей Петрович

 

Используются технологии uCoz